Кто такой Воланд

фото Кто такой Воланд

Таинственный образ Воланда

Лебединой песнью Михаила Булгакова, которая и сделала его известным н всей мир, стал его роман «Мастер и Маргарита».

Произведение именно большой успех среди читателей и было переведено на множество иностранных языков. Булгакову удалось соединить в одном произведении три самобытных сюжетных линии, которые в конце произведения органично сплетаются в единое целое.

Воланд является одним из главных персонажей романа, который являет собой воплощение сатаны. Имя Воланд происходит от немецкого слова Voland, которое в точном переводе означает «черт».

Интересно, что Булгаков заменяет латинское написание слова на ‘Wohland’, как это было сделано в Иоганна Гете в его бессмертной поэме «Фауст». Таким образом, слово стало означать «тот, кто делает лишь зло, желая лишь добра».

В романе Булгаков Воланд путешествует по миру со своей свитой. Он прибыл в Москву 20-х годов прошлого века, где встретил писателя Ивана Бездомного и председателя Массолита Михаила Берлиоза.

Между персонажами завязывается интересная беседа, в которой Воланд пытается доказать заядлым атеистам, что бог существует. Также Воланд делает предсказание, согласно которому Бездомный попадет в психиатрическую лечебницу с шизофренией, а Берлиозу и вовсе отрежут голову.

Конечно, все это действительно происходит, поэтому Бездомный решает поймать Воланда, но все тщетно. Воланд прибыл в Москву с главной целью – посмотреть на жителей города и провести весенний бал.

Первое ему удается сделать в Варьете, где он дает сеанс черной магии. Зал был заполнен, что дало возможность оценить мораль москвичей.

Воланд, хотя и выступает представителем темных сил, не изображен автором в негативном свете. Он, скорее всего, выступает антигероем, который, несмотря на негативные черты характера выступает весьма привлекательным для читателей персонажем.

С другой стороны, Воланд не проявляет темной стороны своей деятельности, а все магические наказания воспринимаются только в контексте наказания героев за их нечестную жизнь.

К примеру, Берлиоз решил донести на Воланда, другими словами, ступил на скользкую дорожку, что и привело его к погибели в буквальном смысле этого слова. Между прочим, в этом контексте популярной стала фраза «Аннушка уже разлила масло», что в современном языке употребляется в ситуации, когда финал заведомо известен.

В разговоре с буфетчиком из Варьете Воланд также ненавязчиво отмечает алчность мужчины, но делает это скорее в форме удивления, нежели обвинения. Буфетчик, который подсовывал людям несвежую рыбу и плохой чай пришел жалеться на то, что из-за представления Воланда потерял деньги.

Председатель жилтоварищества Босой также не проходит проверку на чистоту совести. Коровьев, подданный Воланда, предлагает ему взятку, от которой тот не отказывается. Воланд сразу замечает в нем подлость и жуликоватость.

Ничем не лучше поступает дядя Берлиоза, который приехал в Москву с Киева не для того, чтобы провести племянника в последний путь, а лишь ради квартиры в столице.

Таким образом, Воланду удается разглядеть людей и их моральные качества. В то же время в романе плохими изображены скорее те же люди, чем сам Воланд.

Маргарита, которую пригласили быть королевой на балу сатаны, является полным отражением Воланда в мире людей. Она гордая и неприступная. Сам факт того, что в конце бала она не просила вознаграждения сама, уже во многом свидетельствует о благородстве героини, ее высоким духовным принципам.

Если сравнивать героя Булгакова с персонажем Гете, то в глаза сразу бросаются их отличительные черты. Мефистофель, который в произведение Гете несколько раз выступает под именем Фоланда, выступает скорее плохим, нежели хорошим персонажем.

Он желает заполучить душу Фауста, его не интересуют добрые поступки просто так. Он готов делать хорошие вещи только для достижения своей цели.

В то же время Воланд Булгакова не преследует цели нажиться на людях. Он выступает только свидетелем их действий, в которые вмешивается лишь для того, чтобы каждый получил по заслугам.

Приглашая Маргариту на бал, он обещает выполнить любое желание, что и делает. Воланд не ищет никаких уловок, а действует как благородный персонаж, готовый отвечать за свои слова.

Булгаков, который был сыном священника, на основе пересказов о сатане, а также других источников сумел создать уникального персонажа, который полностью переворачивает представление о добре и зле, указывает на то, что хорошие с первого взгляда люди могут иметь множество скелетов в шкафу.

В романе Булгаков воплотил себя в образе Мастера, который с первых же слов Бездомного о профессоре черной магии узнает в нем фаустовского Мефистофеля.

Этот эпизод является критикой Булгакова на тотальную необразованность среди пролетарского населения того времени.