Консалтинг – что это такое простыми словами

Картинка Консалтинг – что это такое простыми словами

Что такое консалтинг и для чего он нужен?

Консалтинг – направление в бизнесе, которое используется начинающими компаниями, а также бизнес-гигантами. Размер организации, которая использует данные услуги, а также стадия ее развития не так значительны.

На любом этапе развития деятельности может понадобиться взгляд со стороны, который позволит быстрее решить возникшую проблему. Именно в этом и заключается консалтинг: фирма нанимает стороннюю компанию, которая позволяет решить определенные вопросы или и вовсе разработать целый бизнес-план или маркетинговый план.

К консалтингу прибегают тогда, когда у руководителя организации недостаточно времени или знаний для разрешения спорного момента, важного для развития бизнеса.

Объяснение термина

Если говорить сложными словами, консалтинг – это интеллектуальная деятельность, направленная на решение проблемного вопроса, возникшего у компании или индивидуального предпринимателя. Если же воспользоваться простым определением, охарактеризовать этот вид деятельности можно следующим образом: помощь стороннего специалиста в одной из сфер бизнеса.

Консалтинг отличается тем, что фирма, которой необходимо разрешить спорную ситуацию, не нанимает нового постоянного сотрудника, а просто обращается к представителю другой, консалтинговой фирмы. В этом есть ряд преимуществ:

  • легко заключить срочный контракт, согласно которому специалист будет работать только 1-2 месяца (а порой и 1-2 дня);
  • не нужно тратить дополнительные средства на отчисление налогов за сотрудника в пенсионный, социальный фонд и ОФМС;
  • нет необходимости оформлять документацию, предоставлять рабочее место, заключать трудовой договор;
  • оплата четко фиксирована и зависит только от времени, затраченного на консалтинг, никаких премий;
  • в целом стоимость услуг разового консультанта будет ниже, чем оклад хорошего специалиста за месяц.

Кроме того, консультанта, то есть человека, который осуществляет консалтинг, не нужно длительное время обучать и искать. Бизнес-консультантов сейчас множество, квалифицированного человека можно найти через интернет всего за день.

Виды консалтинговой деятельности

Консультант может осуществлять разные типы деятельности. Это связано с тем, что и проблемы, возникающие у компании, касаются различных сфер: маркетинг, технологическое оснащение, финансы, юридические вопросы, повышение квалификации персонала. В связи с этим консалтинг делится на следующие виды:

  • образовательный;
  • технический;
  • юридический;
  • финансовый.

Существует и ряд подтипов. Независимо от выбранного направления, формат оказания помощи всегда примерно одинаковый:

  1. Оценка состояния компании, сбор данных от заказчика.
  2. Анализ слабой стороны.
  3. Подбор плана для решения проблемы.
  4. Консультация на тему осуществления плана.
  5. Контроль прогресса.

Насколько важен консультант и как его подобрать

Роль консультанта зависит от того, на какой стадии развития организации он был нанят и какие вопросы должен решать. Существуют различные варианты:

Консалтинг на начальном этапе, при открытии бизнеса. Здесь роль консультанта очень велика. Он может как вывести новую фирму на рынок, сделать ее конкурентоспособной, так и полностью завалить все начинания. Поэтому малым компаниям, которые только начинают свой путь, нужно тщательно подбирать специалиста.

Консалтинг в юридических вопросах. Здесь влияние специалиста зависит от величины вопроса. Например, если необходимо разделить компанию на несколько дочерних, ошибки хоть и могут привести к неприятным последствиям, но все они будут заключаться лишь в дополнительных тратах на повторное оформление документов.

А вот если нанятый консультант-юрист сделает ошибку при продаже компании, может произойти ситуация, при которой руководство теряет права на созданную организацию, но при этом не получает прибыль в обмен на продажу. В общем и целом, при решении юридических вопросов необходимо быть наиболее осторожными.

Консалтинг финансового характера. Это также очень ответственная задача, однако шансов провалиться тут меньше, так как, помимо консультанта, на формирование бюджета влияет также директор, генеральный спонсор (если он имеется), бухгалтер, финансовый директор. Тем не менее, провальная политика консультанта в сфере финансов может привести к проигрышу в определенной сфере, например, в маркетинге, если бюджет для рекламной кампании будет подобран неправильно.

В целом, роль консультанта зависит от того, насколько важную деятельность для развития компании он помогает осуществлять. Но, даже если его роль невелика, и специалист привлекается лишь для решения мелкой задачи, подходить к выбору наемного сотрудника следует внимательно. Как найти грамотного специалиста:

  • воспользоваться услугами агентств, которые помогают заказчикам и исполнителям найти друг друга;
  • обратиться в крупную консалтинговую компанию, которая уже зарекомендовала себя в определенной сфере;
  • просмотреть рейтинги за текущий год и обратиться к тем консультантам или консалтинговым компаниям, которые занимают ведущие позиции.

Обращение к ТОПовым фирмам не всем компаниям по карману. Начинающие предприниматели могут пользоваться услугами тех консультантов, которые хорошо зарекомендовали себя при помощи знакомым. А найти знакомых в сфере бизнеса можно, посещая семинары для бизнесменов.