Что такое менторство

картинка Что такое менторство

Что это такое менторинг?

Менторинг (менторство) – процесс, с которым многие часто сталкиваются в жизни, но могут об этом даже не догадываться, потому что далеко не все знают, что есть такое явление.

Разберемся в его сути, а также уточним различие между менторингом и коучингом. В последнее время это особенно актуально, ведь с помощью менторства происходит наиболее эффективное обучение и развитие личности, чем то, которое предполагается традиционной системой образования.

Это тот способ, который все чаще используется на различных курсах, предлагающих эффективное обучение чему-либо в краткий срок.

Слово “менторинг” произошло от английского “mentoring”, что дословно переводится как “наставничество”. Также в русском языке можно услышать и определение “менторинг”, которое по значению равно “менторингу” и используется с ним на равных правах.

Инфографика что такое менторство

Таким образом менторинг – процесс обучения, особенностью которого является передача знаний и опыта от человека, достигшего в каком-либо деле определенных высот тому, кто только осваивает азы и не владеет необходимыми навыками в нужной степени.

Чем это отличается от учительства, преподавания? Тем, что это в прямом смысле “наставничество”, то есть именно передача опыта с помощью советов, подачи примера, указывания на ошибки.

Здесь новая информация не передается ученику в готовом виде, ментор лишь направляет его в ее получении и освоении. Также менторство включает в себя консультирование, коучинг, психологическую помощь, то есть ментор выполняет больше задач, чем просто преподаватель, и дает ученику больше самостоятельности.

Что в себя включает каждый из аспектов этой деятельности, какой терминологический аппарат данного явления?

Очевидно, что в этом процессе есть минимум два участника: наставник и ученик, хотя вторых может быть и больше одного. Они имеют свои специальные названия.

схема менторство

Ментор – это и есть наставник, старший по опыту. Протеже – ученик, который может быть и старше ментора по возрасту, но в данной сфере он наименее опытен, не владеет нужной информацией и испытывает трудности с самостоятельным освоением необходимого материала.

В каких ситуациях применимо менторство?

Чаще всего менторство осуществляется в рабочих коллективах, когда приходит новичок, который еще не освоился в условиях данной компании, и ему “дают” в менторы сотрудника, имеющего опыт и возможность этим опытом поделиться, объяснить что к чему.

Также менторинг встречается и в различных тренингах, психологических программах, обучение чему-либо и т. п. Если говорить не о профессиональном менторинге, а о повседневном, с которым встречается каждый человек.

В той или иной степени менторскую деятельность осуществляют родители, учителя, преподаватели в различных кружках, взрослые родственники, более опытные в чем-либо друзья.

Но в этих случаях человек не осознает этот процесс как менторство, и, соответственно, не называет окружающих менторами или протеже. Эти термины применимы в профессиональной среде.

В чем разница ментора и наставника картинка

Типы менторства

Менторинг разделяется на три типа:

  1. Индивидуальный. Это самый популярный и наиболее эффективный тип, когда ментор и протеже работают наедине.
  2. Групповой. Здесь имеется один ментор и группа протеже, объединенных одной целью. Часто это встречается на различных тренингах, курсах, а также в больших компаниях, когда группу новичков или практикантов нужно обучить необходимому для успешной работы.
  3. Коллективный. В этом случае целая группа менторов курирует определенный коллектив людей. Используется в тех же случаях, что и групповой, но имеет больший масштаб.

Тип, который будет использоваться в конкретном случае, зависит от ситуации и сферы обучения, а также требований и финансовых возможностей будущего протеже.

Индивидуальный менторинг даст наилучший результат, но будет стоить дороже, нежели групповое или коллективное руководство. Но в некоторых случаях работа в команде будет эффективнее, чем самостоятельная.

Как это работает?

Не имеет значения, ментор находит протеже или наоборот. Главное, чтобы у одного человека была необходимость освоить что-либо, а второй был готов ему в этом помочь.

Встретившись, ментор и протеже должны обсудить условия сотрудничества: цели, сроки, оплату и другое. Затем начинается работа, в процессе которой ментор осуществляет разноплановую деятельность, что в совокупности и должно привести к ожидаемому результату:

  • оценивает исходные данные и потенциал протеже;
  • объясняет теоретическую часть будущего процесса и того явления, с которым происходит работа (зависит от того, в к акой сфере осуществляется менторство);
  • показывает наглядный пример того, что получит ученик в результате, как это происходит и с помощью каких процессов к этому можно прийти;
  • помогает наметить цели и найти пути их достижения;
  • ориентирует в процессе, не дает свернуть с намеченного пути, оказывает психологическую поддержку;
  •  мотивирует на дальнейшую деятельность и не дает опустить руки в случае неудачи;
  •  знакомит с необходимыми людьми, учит заводить полезные социальные связи и удерживать их;
  •  советует подходящую литературу и другие источники нужной информации;
  •  дает протеже практические задания и при необходимости руководит им при выполнении, советуя наилучшие способы решения данных задач;
  •  оценивает деятельность протеже и достигнутые результаты, при возможности помогает добиться большего;
  •  подводит к обозначенным в начале работы целям и способствует закреплению результата.

Таким образом ментор в одно и то же время сразу выполняет функции учителя, наставника, психолога, источника информации, тренера, консультанта, воспитателя и других специалистов разных областей.

список менторство в корпорациях

Отличие менторства от коучинга

На первый взгляд может показаться, что это одно и то же явление под разными названиями, ведь коучинг также имеет своей целью привести человека к какому-либо желаемому результату.

Но различие заключается в том, какие методы используются для достижения этого результата и в чем заключается роль руководителя.

При коучинге тренер не подсказывает ученику что делать, как делать и почему именно так. 

Он помогает ему раскрыть собственный потенциал, самостоятельно прийти к правильным решениям и найти наиболее оптимальный путь к достижению поставленной цели. Сам коуч не дает прямых подсказок или очевидных советов, лишь направляет и корректирует неверное.

Менторинг – более всеохватывающий процесс, включающий в себя также и коучинг. Здесь ученик так же делает все сам, но не интуитивно, а с подсказками, объяснениями.

Ментор показывает ему что-либо на собственном примере, дает задания, информацию, помогает выбрать из ее общего объема только необходимое для решения конкретной задачи.

Таким образом менторская деятельность также включает в себя задачи коуча, но требует иных путей выполнения работы и большего объема знаний.

Теперь вы знаете, что такое менторинг (менторство), в чем заключается его предназначение и задача ментора, каких результатов можно достичь с помощью этого процесса, где он встречается в повседневной жизни и профессиональной сфере, чем отличается от коучинга.